25 лет Вооруженным Силам Российской Федерации – новой России

ГОЛОВНЕВ Анатолий Андреевич генерал-полковник, первый заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками России, начальник Главного управления боевой подготовки Министерства обороны РФГОЛОВНЕВ Анатолий Андреевич генерал-полковник, первый заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками России, начальник Главного управления боевой подготовки Министерства обороны РФ

Строительство Вооружённых Сил РФ прошло ряд этапов, в ходе каждого из которых происходили радикальные, взаимообусловленные преобразования военной системы государства, непосредственно затрагивающие внутреннюю и внешнюю политику, экономическую, социальную и духовную жизнь страны.

 Главным содержанием военных реформ являлось создание механизма максимального обеспечения безопасности страны и эффективного военного строительства, проведение всех компонентов военной системы и, прежде всего, вооруженных сил государства в соответствии с уровнем реальной военной опасности, новыми политическими, экономическими и социальными условиями. Ядром военных реформ являлась реформа вооруженных сил, которая включает ряд направлений. Главные из них: совершенствование системы подготовки военных кадров и комплектования вооруженных сил; разработка перспективной военно-технической политики и оснащение вооруженных сил современным оружием и военной техникой; совершенствование организационно-штатной структуры, оптимизация состава и численности вооруженных сил; преобразование системы воинского воспитания и обучения.

16 марта 1992 г. был подписан президентский Указ № 252  «О Министерстве обороны Российской Федерации и Вооруженных Силах Российской Федерации». В нем предписывалось в целях «выработки и непосредственного осуществления военной политики Российской Федерации, проведения кадровой политики, финансового и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации образовать Министерство обороны Российской Федерации».

1 апреля 1992 г. Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление «О приоритетах военной политики Российской Федерации». В постановлении подчеркивалась «настоятельная необходимость незамедлительного формирования Вооруженных Сил России на основе реорганизации Вооруженных Сил бывшего СССР в соответствии с изменившейся политической реальностью».

Таковы были предпосылки, приведшие к созданию Вооруженных Сил Российской  Федерации  в  соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 1992 г.   Их основу составили органы военного управления, объединения, соединения и части, организации и учреждения бывших Вооруженных Сил СССР, дислоцированные на территории России, а также группировки войск и сил флота, находившиеся за её пределами, но состоящие под её юрисдикцией.

Указом определялись также первоочередные задачи Министерства обороны и Генерального штаба по руководству и управлению Вооруженными Силами Российской Федерации на этапе их создания: формирование ВС как целостного и боеспособного организма, обеспечение вывода российских войск на национальную территорию; значительное сокращение армии и флота в соответствии с договорами об ОВСЕ и в рамках СНГ; реформирование ВС РФ и всей военной системы государства.

После раздела сил и имущества советских ВС в состав Вооруженных Сил РФ вошли: Сухопутные войска, РВСН, ВВС, Войска ПВО страны и ВМФ, находящиеся на территориях восьми военных округов (Ленинградский,  Московский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный) и в составе четырех флотов (Северный, Тихоокеанский,  Балтийский и  Черноморский),  а также ВДВ, ВКС, тыловые части и строительные войска, находившиеся в территориальных границах Российской Федерации. Кроме того, их состав затем пополнили все бывшие советские войска, выведенные из-за границы.

Россия унаследовала от СССР около 85% Вооруженных Сил. Однако ситуация в оборонной сфере осложнялась тем, что Россия получила в основном войска второго стратегического эшелона. Были нарушены системы связи, военного управления, разведки, предупреждения о ракетном нападении, противовоздушной обороны, обеспечения жизнедеятельности.

Созданную в 1992 г. российскую армию жизнь сразу же потребовала одновременно строить и реформировать.

В результате проведенных мероприятий Министерство обороны и Генеральный штаб были реорганизованы с учетом новых задач. Некоторые главные и центральные управления были объединены. Взамен ликвидированных главных командований направлений созданы новые управленческие структуры. Был уточнен состав управлений военных округов и флотов.

Период 1992-1997 гг. характеризуется частой сменой руководителей Министерства обороны РФ. Министры обороны: Ельцин Б.Н. (март — май       1992 г.), Грачев П.С. (май 1992 — июнь 1996 гг.), Родионов И.Н. (июль 1996 -май 1997 гг.), Сергеев И.Д. (май 1997 – май 2001 гг.). Начальники ГШ:       Дубынин В.П. (май – ноябрь 1992 г.), Колесников М.П. (декабрь 1992 — октябрь 1996 гг.),  Самсонов В.Н. (октябрь 1996 — май 1997 гг.), Квашнин А.В. (июнь 1997 — июль 2004 гг.).

В связи с этим начавшееся реформирование армии и флота проходило медленно. Это объяснялось как трудностями переходного периода и снижавшимися возможностями государства по финансированию реформ, так и политическими проблемами в стране, которые мешали планомерной и целенаправленной работе соответствующих управленческих структур военного ведомства.

Постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О приоритетах военной политики Российской Федерации» Вооруженным Силам России была определена задача защиты независимости и территориальной целостности РФ, а также выполнение международных, в том числе союзнических, обязательств.

Советом безопасности РФ (1992 г.) на российские Вооруженные Силы было возложено:

  • обеспечение безопасности, сохранение территориальной целостности России, защита ее суверенитета и государственных интересов;
  • участие в предотвращении военными средствами любых войн и вооруженных конфликтов, развязываемых против РФ и ее союзников;
  • отражение агрессии против России или ее союзников, нанесение поражения противнику с использованием при необходимости всех имеющихся сил и средств и создание условий для скорейшего прекращения войны, восстановления справедливого и прочного мира;
  • выполнение обязательств России перед мировым сообществом по поддержанию мира и стабильности;
  • пресечение совместно с правоохранительными органами попыток совершения террористических актов на стратегически важных объектах, связанных с ядерным оружием, топливно-энергетическим комплексом, базовыми отраслями промышленности и системами государственного и военного управления.

Сформулированные Советом безопасности РФ задачи Вооруженных Сил были подтверждены принятым в 1992 г. Законом РФ «Об обороне».

Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. были приняты «Основные положения военной доктрины Российской Федерации», в которых задачи Вооруженных Сил существенно расширялись. Их выполнение предусматривалось осуществлять в тесном взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской Федерации.

Основными задачами следующего этапа военной реформы (1996 -2000 гг.) в части, касающейся Вооруженных Сил, декларировалось:

— реорганизация их структуры;

— изменение военно-административного деления РФ;

— преобразования в сфере военного управления;

— кардинальное сокращение Вооруженных Сил и доведение их численности до 1,5 млн. чел.;

— завершение вывода российских войск с территории других государств; — реализация программы вооружения армии и флота.

Следует отметить, что большинство этих задач было решено, за исключением, может быть, реализации программы вооружения.

На основе изучения опыта операции «Буря в пустыне» были сделаны  правильные выводы о приоритетах в развитии вооружений и военной техники (ВВТ). Эти приоритеты выстроились в такой последовательности:

— средства и системы информационных технологий;

— средства точного наведения;

— средства и системы подавления ПВО противника и ведения боевых действий ночью;

— системы и средства разведки и управления войсками.

 Была создана модель единой боевой суперсистемы комплексного применения различных систем оружия. Военная наука сделала вывод о том, что в войнах и конфликтах будущего основой боевой операции станет глубокое, интенсивное и высокоточное (прежде всего авиационно-ракетное) поражение и эффективное радиоэлектронное подавление объектов противника при осуществлении тесного взаимодействия войск и боевых технических систем.

Военная реформа в России обрела более ясные очертания в 1997 г. — с началом осуществления практических мероприятий, объявленных Указом Президента РФ от 16 июля «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». В ходе выполнения этого указа к концу 1990-х гг. были объединены ВВС и Войска ПВО и Вооруженные Силы перешли на четырехвидовую структуру. В последующем предполагалось перейти к трехвидовой структуре.

Следующий этап военного строительства, начавшийся с 2000 г., вызвал в обществе и самой армии определенные надежды. Основные принципиальные подходы к осуществлению военной реформы в Российской Федерации были изложены в «Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г.», утвержденных Президентом РФ еще 30 июля 1998 г., а также в его Указах: «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» (10 января 2000 г.), «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» (21 апреля 2000 г.), «Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры» (24 марта 2001 г.), а также «Плане строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на 2001 -2005 годы».

Был принят ряд и других концептуальных документов.

В Военной доктрине источниками военных угроз названы расширение блока НАТО, антироссийская политика некоторых входящих в него государств, наращивание ими военных потенциалов. Определена роль Вооруженных Сил, условия применения ими ядерного оружия. Россия официально заявила, что может первой применить его для сдерживания широкомасштабной агрессии, угрожающей существованию российского государства.

В начале XXI века военное ведомство приступило к решению целого ряда сложных проблем по реформированию Вооруженных Сил. Руководством государства ставилась весьма трудоемкая задача — добиться, чтобы армия и флот новой России соответствовали современным требованиям вооруженной борьбы, уровню угроз военной и национальной безопасности РФ и экономическим возможностям государства.

Главной задачей на предстоящий период названо «создание в РФ эффективной военной организации, рациональной по структуре, составу и численности, обладающей высоким уровнем профессионализма и морально- психологической подготовки личного состава, прочной материально- технической и социальной базой, оснащенной современными образцами ВВСТ, готовой и способной гарантированно обеспечить военную безопасность государства».

В 2001 г. Вооруженные Силы РФ перешли на трехвидовую структуру, включающую Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы и Военно- Морской Флот. Ракетные войска стратегического назначения из вида Вооруженных Сил были преобразованы в два самостоятельных рода войск — РВСН и Космические войска. В целях централизации руководства Сухопутными войсками, их строительством и развитием было вновь сформировано ранее упраздненное Главное командование Сухопутных войск.

Начал проводиться эксперимент по переходу на контрактную систему комплектования. Результаты эксперимента нашли свое отражение в «Федеральной целевой программе перехода к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими службу по контракту, на 2004 — 2007 гг.», разработанной в 2003 г.

Государственная программа развития вооружений на 2001-2010 гг., была не выполнена практически по всем показателям.

Существующие аспекты безопасности Российской Федерации и задачи, стоящие перед Вооруженными Силами, стали главными аргументами при определении приоритетов их строительства в 2006 г.

Основными приоритетами стали следующие:

  1. Поддержание на минимально достаточном уровне потенциала стратегических сил сдерживания.
  2. Поддержание соединений и воинских частей в постоянной готовности на уровне, обеспечивающем выполнение боевых задач в условиях мирного времени.
  3. Оптимизация состава и численности Вооруженных Сил в существующей структуре.
  4. Совершенствование системы военного управления Российской Федерации на мирное и военное время.
  5. Оптимизация состава группировок Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на стратегических направлениях, адекватная их целевому назначению.
  6. Дальнейшая реализация федеральной целевой программы перевода ряда соединений и воинских частей на контрактную основу и подготовка к сокращению с 2008 г. срока службы по призыву до одного года.
  7. Совершенствование системы тылового обеспечения с учетом всех запланированных мероприятий по переходу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового обеспечения.
  8. Создание единого органа заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники.
  9. Оптимизация сети и емкости военно-учебных заведений Министерства обороны, перечня специальностей подготовки офицеров.
  10. Повышение престижа военной службы и качества жизни военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, совершенствование системы материального и морального стимулирования военной службы.

Подходы к реализации вышеизложенных приоритетов строительства Вооруженных Сил детализированы в «Плане строительства Вооруженных Сил Российской Федерации».

Весной и осенью 2007 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 12 марта того же года призыв в армию осуществлялся на 18 месяцев, а на дальнейший период срок службы сокращен до 12 месяцев.

Указом Президента РФ №1495 от 10 ноября 2007 г. утверждены новые общевоинские уставы. В новом Уставе внутренней службы ВС РФ подтверждена незыблемость главного принципа строительства Вооруженных Сил — принципа единоначалия.

В 2007 г. уточнены структура и кадровый состав ряда главных управлений и аппарата Министерства обороны РФ.

Еще более насыщенным весьма значительными событиями и мероприятиями в жизни российской армии стал 2008 г.

В феврале было в четыре раза увеличено финансирование боевой подготовки войск и сил. Значительное внимание в 2008 г. уделялось выработке мер по улучшению социального положения военнослужащих.

Основными направлениями реформирования Вооруженных Сил России с 2009 года стало решение пяти задач.

Первая из них касается социального блока.

Второй блок задач относится к решению вопросов, связанных с переводом всех соединений и частей в категорию постоянной боевой готовности.

Третий блок призван создать новую систему военного образования.

Четвертая группа задач связана с тем, что Совет Безопасности РФ определил иметь предельную численность Вооруженных Сил в мирное время не более 1 млн. человек.

Пятый блок связан с пересмотром нормативно-правовой базы, включая боевые уставы.

При разработке концепции реформы был учтен опыт развития вооруженных сил ведущими странами мира и применяемые ими способы ведения боевых действий. Учитывался также экономический, политический и демографический факторы.

В ходе реформы система управления Вооруженных Сил перешла с четырехзвенной (военный округ — армия — дивизия — полк) на трехзвенную (военный округ — армия — бригада). Ликвидированы дивизионное и полковое звенья. Вместе с тем после реформирования сохранилась система военных округов. Основным итогом проделанной работы стало то, что проведенные в ее рамках учения подтвердили целесообразность создания оперативно- стратегических командований именно на базе военных округов. Таким образом, округам  придан статус оперативно-стратегических командований (ОСК) по руководству всеми структурами Вооруженных Сил, находящихся на их территории. Кроме того, после реформирования сохраняются и существующие ныне три вида и три рода войск: СВ, ВМС, ВВС и ПВО, РВСН, ВДВ и Космические войска.

В Сухопутных войсках все воинские соединения и части стали только постоянной боевой готовности, которые  комплектуются как на контрактной, так и смешанной основе. Полностью контрактными должны стать воинские соединения и части, дислоцирующиеся на Юге России. Созданные мотострелковые и танковые бригады стали общевойсковыми, что позволяет им действовать на любом, в том числе изолированном, операционном направлении. Каждая такая бригада имеет соответствующие подразделения усиления. Бригада стала автономной, способной решать все задачи. Ей придан модульный характер. Она  оснащается исходя из условий театров военных действий, на которых находится. Российские военные базы за рубежом также перешли на бригадную структуру, а недавно созданные горные бригады остались в своем нынешнем виде.

Части армейской авиации пока остаются в составе ВВС. В ходе реформы они  укомплектовываются новыми вертолетами (Ми-28Н, Ка-52), и  затем может встать вопрос об их передаче в Сухопутные войска.

В ВДВ сохранилась дивизионная структура, а в военных округах созданы десантно-штурмовые бригады.

После завершения реформы численность Вооруженных Сил России составила 1 млн. человек. Одна из целей реформы — довести соотношение расходов на содержание и оснащение Вооруженных Сил в пропорции 50 на 50. К завершению реформы это соотношение должно было составить 30% и 70% соответственно.

Принятая государственная программа развития вооружений на 2007-2015 гг. как и две предыдущие выполнена не была. В этой связи Минобороны и Генштаб пересмотрели программу вооружений до  2020-го года.

В итоге преобразований 2009-2012 гг. в Сухопутных войсках отсутствовала мобилизационная база создания стратегических резервов (второй очереди и дополнительных), предназначенных для усиления группировок войск на стратегических направлениях.

Группировки войск, созданные в результате Реформы Вооруженных Сил РФ, во взаимодействии с другими видами ВС РФ, группировками войск союзных государств с учетом мобилизационного развертывания, не соответствовали потенциальной военной угрозе и не были способны отразить вторжение противника, нанести ему максимальное поражение, удержать важные районы (объекты), создать условия для перехода в контрнаступление, восстановить положение по Государственной границе РФ и создать условия к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

Реформа военного образования. Реорганизация системы военных учебных заведений фактически была сведена к сокращению количества высших военных учебных заведений без учета воинских специальностей подготовки. Так 65 высших военно-учебных заведений, в том числе 15 военных академий, 4 военных университета и 46 высших военных училищ и военных институтов в 2009 году реорганизованы в 3 военных учебно-научных центра, 11 академий, 3 военных университета и 25 филиалов в их составе.

Стандартизация основных программ подготовки с гражданскими высшими учебными заведениями приводит к нарушению главного принципа подготовки: «учить войска тому, что необходимо на войне» и не позволяет дать будущему командиру требуемый уровень военно-профессиональных знаний, умений и навыков, превращая выпускника военного училища в инженера в погонах лейтенанта.

Введение «Болонской» системы обучения, отказ от базового академического образования офицеров, которое являлось основой для дальнейшего повышения квалификации, была заменена десятимесячными академическими курсами, при прохождении которых не представлялось возможным подготовить офицера оперативно-тактического и оперативно-стратегического уровня, привело к снижению эффективности управления войсками.

Следующий этап военного строительства, начался с 2013 г., связанный с изменением руководства Министерства обороны Российской Федерации. Основные направления военного строительства на 2013-2020 гг. ориентированы на качественное изменение состояния Вооруженных Сил и отражены в военной доктрине России утвержденной указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № 2976:

  1. Обеспечение ежегодного повышения численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— в 2016 г. укомплектованность личным составом доведена до 93 %;

— в 2016 г. численность военнослужащих по контракту увеличена до 384-х тысяч человек;

  1. Оснащение современными образцами ВВСТ, доведение их доли до 70-100 %;

— по результатам выполнения государственного оборонного заказа прирост поставок в войска нового ВВСТ составил в 2016 г. 5 %;

— в 2016 г. оснащенность частей постоянной готовности  ВС современными образцами доведена до 58,3 %;

— в 2016 г. в Сухопутные войска поступило 2930 новых и модернизированных образцов вооружения (уровень оснащенности современным вооружением составил 42 %);.

  1. Совершенствование системы военного управления;

— проведено СКШУ «Кавказ-2016» в ходе него осуществлено полное развертывание систем управления объединений на новом театре военных действий;

  1. Повышение качества подготовки войск;

— в 2016 г. повышению уровня подготовки личного состава и слаженности соединений ВС способствовали пять внезапных комплексных проверок боевой готовности, проведено 3630 учений;

— получение боевого опыта в Сирийской Арабской республике;

  1. Развитие военно-научного комплекса МО РФ;

— сформирована система взглядов на перспективы развития и применения робототехнических комплексов;

  1. Совершенствование системы военного образования

—  в 2016 г. все вузы МО подключены к основным электронным ресурсам страны;

— продолжает расширяться сеть довузовских учебных заведений, открыто Тульское суворовское училище.

В августе 2015 г. путем объединения Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны были сформированы Воздушно-космические силы РФ.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты в сфере национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ) совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

  • сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации;
  • защита экономических и политических интересов РФ;
  • осуществление силовых операций в мирное время;
  • применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер. В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки ВС РФ должны обеспечить стратегическое развертывание войск и сдерживать обострение обстановки за счет сил стратегического сдерживания и сил постоянной готовности.

Мы живем и служим в период глобальных политических и социальных изменений в мире. Перед нашим государством и народом стоят сложнейшие задачи как решения  экономических и социальных проблем, так и строительства новых Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающим современным вызовам, и способным выполнить возникающие перед ней задачи. Решение этих задач должно опираться не только на современный опыт использования военной силы в вооруженных конфликтах и войнах 2000-х годов, но и на глубоком изучении исторического опыта строительства Вооруженных Сил как в мировой практике, так и богатейшего отечественного опыта, проверенного в жесточайших военных конфликтах 20-го века.  Игнорирование этого опыта может привести к тяжелейшим просчетам в строительстве и развитии армии, которые, как правило, оплачиваются очень большой кровью.

Отрадно, что в настоящее время военнослужащие Вооруженных Сил России, выполняя различные сложные учебно-боевые и боевые задачи, в том числе за пределами нашего Отечества, используя богатый жизненный опыт ушедших поколений, с опорой на примеры героев и полководцев Великой Отечественной войны, таких как Александр Матросов, Иван Кожедуб, генерал Карбышев,  маршалы Георгий Жуков, Иван Конев, Константин Рокоссовский, повышают свое боевое мастерство, порой рискуя своим здоровьем и самой жизнью, за что многие из них, за проявленные героизм и мужество награждены высокими государственными и ведомственными наградами. Среди них ставшие известными: передовой авианаводчик старший лейтенант Прохоренко, командир танковой бригады полковник Галицкий, командир экипажа фронтового бомбардировщика подполковник Пешков, командир экипажа вертолета подполковник Хабибуллин и другие настоящие герои нашего времени, положившие свои жизни на алтарь служения Отечеству.