Радикальное переформатирование итогов Второй мировой войны как фактор нарастания внешних и внутренних вызовов России

«Обострение внешних и внутренних вызовов России. Необходимые меры по их нейтрализации»«Обострение внешних и внутренних вызовов России. Необходимые меры по их нейтрализации»

Уважаемые члены Клуба военачальников, уважаемые посетители нашего сайта!

Мы продолжаем  публиковать материалы авторов, которые в силу различных причин не смогли выступить в ходе конференции и передали их в  секретариат конференции для размещения на сайте и включения в Сборник материалов военно-научной конференции.

Вашему вниманию предлагается текст, подготовленный доктором исторических наук Назаровым А.Д., который на протяжении многих лет сотрудничает с Клубом военачальников, принимает активное участие в подготовке и проведении  клубных  мероприятий военно-научной, военно-исторической направленности, патриотической работе и информационному сопровождению государственной национальной политики. 

НАЗАРОВ Александр Данилович,

доктор исторических наук, профессор,

заместитель заведующего кафедрой по научной работе

Московского авиационного института

(Национальный исследовательский университет),

член Комиссии по вопросам информационного

сопровождения государственной национальной политики

Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ

В последние годы, особенно в связи с подготовкой и празднованием 75-летнего юбилея Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, в странах Западной Европы развернулась беспрецедентная дискуссия среди политиков, дипломатов, ученых и журналистов, принижающая, а порой и вообще игнорирующая роль СССР в победе во Второй мировой войне.

Нарастающий шквал фальсификации в этом вопросе привел даже к прямому обвинению нашей страны в сговоре с руководством гитлеровской Германии в развязывании мировой войны, а 9 мая 2020 г. тогдашний американский президент Д. Трамп вообще безапелляционно заявил, что победу во Второй мировой войне одержали США и Великобритания. В российском экспертном сообществе все больше укрепляется мнение, что столь беспринципное попрание исторической правды понадобилось странам Запада для обеливания их истории – практически все они принимали непосредственное участие в этой войне на стороне гитлеровской Германии, или обильно снабжали ее военной техникой и другими ресурсами.

Для современной западной элиты ложь о войне – это инструмент принижения роли России в мире, а также стратегическая линия, нацеленная на разрушение сложившейся по итогам войны многосторонней архитектуры безопасности, — пишет в своей статье секретарь Совета Безопасности РФ генерал армии  Н.П. Патрушев[1]. При этом, отмечает он, — противодействие откровенной фальсификации исторических фактов называют дезинформацией и вмешательством в деятельность независимых СМИ, притеснением свободы слова в литературе и кинематографе.

Здесь краеугольным камнем по-прежнему остается т.н. Пакт Молотова-Риббентропа, а в основном – секретный протокол о предполагаемых границах сфер влияния СССР и Германии в Европе. Более 30 лет этот документ не сходит с повестки дня у западных политиков и политологов, хотя еще в декабре 1989 г. он был рассмотрен на сессии Верховного Совета СССР и признан ошибочным и недействующим в СССР. Следует отметить редкое лицемерие – осуждая Пакт Молотова-Риббентропа на словах, на деле многие страны, получив благодаря ему независимость, продолжают пользоваться его плодами[2].

Так, летом 1940 г.  СССР присоединил захваченную Румынией Бессарабию, на территории которой впоследствии возникнет современная Молдавия. Украина получила обширные территории на Западе, которые по сей день входят в состав этого государства. К Литве была присоединена треть ее современной территории, включая столицу – город Вильнюс. Осудив единогласно в начале XXI в. Пакт Молотова-Риббентропа, как акт советской агрессии, ни одно из новых государств не отказалось от территорий, приобретенных благодаря этому документу[3].

Западу надо бы, наконец, услышать позицию России и тоже осудить свои действия 1938 года – т.н. «Мюнхенский сговор» и секретные переговоры с Гитлером, о которых он так старательно хочет умолчать. При этом старательно умалчивается и то, что в эти драматические для Чехословакии дни только СССР вступился за нее!

В то же время идет замалчивание и другого, до сих пор, недооцененного по своей зловещности, документа, по сути, взорвавшего ситуацию в международных отношениях на мировом уровне – т.н. Антикоминтерновском пакте между Германией, Италией и Японией, поделивших на сферы влияния всю планету.

Следует отметить, что страны Запада нереалистично оценивали соотношение вооруженных сил Германии и СССР. Так, в докладе военного министра США Стимсона, предоставленном 23 июня 1941 г. президенту Рузвельту, говорилось, что Германия сокрушит СССР «вероятнее всего, за три месяца», поэтому в войне англосаксонских держав против Германии и Японии Россия будет лишь временным союзником, как Польша в 1939-м или Франция в 1940-м. Отсюда вытекала и выжидательная позиция на союз с СССР со стороны США и Англии, но кто-нибудь сегодня на Западе об этом помнит? – задается вопросом эксперт В. Кулинченко[4].

Статья Президента РФ В.В. Путина о главных уроках Второй мировой войны, подготовленная на основе ранее недоступных архивных материалов[5], вызвавшая большой общественный резонанс в стране и мире, — это попытка в преддверии Великой Победы сказать в очередной раз переписывающим историю западным партнерам: «Опомнитесь!». Преследуемые в статье цели эксперты расценивают, во-первых, как призыв западным пропагандистам и политикам-невеждам предоставить право спорить о Второй мировой войне профессионалам, и, во-вторых, — открыть засекреченные архивы, чтобы на их основе честно разобраться во всех «белых» пятнах истории и вместе понять, почему произошла война[6].

Одновременно В.В. Путин предупреждает Запад о пагубности использования истории как оружия, хотя именно это и происходит на деле, что сопровождается новыми антироссийскими суждениями касаемо Второй мировой войны. Все очевиднее становится, что исторические факты меньше всего интересуют наших «западных коллег», а главной заботой выступает их победа в современных конфликтах. При этом из России хотят бездоказательно сделать главного виновника всего и вся, чтобы легитимизировать дальнейшее расширение НАТО и продолжать критиковать ее за неоимпериализм, который, с точки зрения Запада, является для него угрозой.

Более того, к словам добавляются и дела, в частности, США выделяют в 2021 г. 290 млн долл. на т.н. «противодействие влиянию России»[7].

Вдобавок, такие страны, как Польша, Украина, государства Прибалтики, играют на «комплексе вины» западных держав, — считают эксперты, — относящейся к тому, что на Ялтинской и Потсдамской конференциях их маленькие страны «отдали» Сталину, а не забрали на Запад. Они провозглашают себя жертвами и требуют не только поддержать их, но еще и начать воспринимать как аксиому их мировоззрение и отторжение от всего российского[8].

В этой связи игнорируются подлинные итоги Великой Отечественной войны, ставшей генеральным сражением Второй мировой, которые привели к созданию новой архитектуры мира, целые десятилетия просуществовавшей неизменной и доказавшейсвою эффективность. Распад СССР сделал мир однополярным, что позволило США проводить политику исключительно в своих интересах, но сегодня мир снова становится многополярным[9], что показала и недавняя встреча Президента РФ В.В. Путина и Президента США Дж. Байдена в Женеве, а в повестку дня все увереннее выходит увеличение роли международного сотрудничества.

Как отмечал в своем докладе на одной из научно-практических конференций Клуба военачальников РФ его президент, генерал армии А.С.Куликов, — «Новые вызовы и угрозы стабильности развития нашей страны, обеспечению безопасности, как мы видим, наращиваются, обретают новое содержание и глобальный масштаб»[10]. В то же время он справедливо отмечает, что «сформировавшееся в российском общественном сознании негативное отношение к дискриминационным мерам по отношению к  России привели к сплочению общества, принятию мер по активизации экономики страны, развитию фермерства и сельскохозяйственного производства»[11].

Как показал проведенный анализ, проблема обострения внешних и внутренних вызовов весьма актуальна для большинства стран мира, включая и современную Россию. Так, выводы ежегодного доклада экспертов Мюнхенской конференции по безопасности, разработанного вместе с сотрудниками консалтинговой компании KEKSTCNC (было опрошено 12 тыс. респондентов из стран «семерки» и БРИКС), свидетельствуют, что даже в западной картине мира нет единого восприятия этих вызовов[12].

Каждой из потенциальных угроз, предложенных в опроснике, были начислены баллы от той или иной страны, на основании которых и был составлен рейтинг, показавший, насколько сильно внутренний информационный фон влияет на страхи граждан. Например, в Германии они оказались сформированы в первую очередь «зеленой» повесткой. В тройку главных угроз, которые назвали немцы, вошли общее изменение климата, экстремальные температуры и лесные пожары, а также уничтожение естественной среды обитания. Коронавирус занял лишь четвертую строчку – вместе с терроризмом. Кстати, угрозой со стороны радикального ислама немцы озабочены чуть ли не больше всех остальных народов.

Их опережает лишь Франция, которая вынесла у себя эту проблему на первое место (с индексом 74). Следом у французов идет пандемия (73), а больше них ковида в Европе боятся только итальянцы (76). Эксперты отмечают, что Италия вообще оказалась самой «тревожной» нацией среди европейцев. При этом итальянцы среди всех европейцев испытывают наименьший страх перед Россией (35).

Для сравнения: во Франции и Германии индекс «русофобии» (в прямом значении этого слова) составил соответственно 42 и 41. Британцы и вовсе включили РФ, а заодно и Китай в десятку главных угроз (49 и 52). По другую сторону Атлантики пятерка главных вызовов полностью укладывается в их медийную повестку. Граждане США назвали таковыми кибератаки (61), Китай (58), политическую поляризацию (57), пандемию (55) и, наконец, кампании по дезинформации со стороны врагов (55). Кроме того, они считают весьма вероятной угрозу падения демократии в своей стране. А десятку фобий жителей США замыкают, как ни странно, Россия и Иран (обеим странам присвоен индекс 52).

Определенный интерес представляют выводы мюнхенских экспертов и по ситуации с вызовами в России[13]. Они считают, что на первом месте у россиян – страх перед растущим неравенством (64), а затем идут экологические проблемы. В то же время выяснилось, что ковида они боятся гораздо меньше, чем большинство остальных народов (он попал лишь на 7-е место с умеренным индексом – 48). США в этом списке значатся только на 10-м месте (47), россияне не видят особой угрозы в Евросоюзе (32), еще меньше – в Китае (21), а страх перед Ираном и КНДР и вообще мизерный (соответственно 5 и 1). Опрос показал, к немалому удивлению экспертов, что жители РФ не слишком опасаются применения ядерного оружия агрессором (индекс 26 – самый низкий в мире).

В Японии же этот страх гораздо сильнее (52), но первое место среди японских фобий занимает Китай (70), а в десятку вошли Северная Корея (64) и Россия (55). Примечательно, что японцы также заметно опасаются искусственного интеллекта автономных роботов (47). В свою очередь, в Китае антирейтинг предсказуемо возглавляют США (44), что характеризует его жителей довольно невозмутимой нацией. В то же время китайцы придают серьезное значение угрозе биологических, ядерных и кибернетических атак, торговым войнам. А вот страх перед коронавирусом в Поднебесной лишь на шестом месте (с самым низким в мире индексом – 35). Кроме того, среди всех опрошенных жители КНР меньше всего опасаются России (15)[14].

Несомненно, большое значение для урегулирования современных вызовов мировому порядку принадлежит сотрудничеству России, Индии и Китая (РИК). Эта формула, принадлежащая выдающемуся государственному деятелю и дипломату Е.М. Примакову, нашла позитивное воплощение на практике – она дополняется идеей стратегических ценностей. В частности, он считал, что для выживания мира есть ценности, которые выше национальных интересов, идеологий и предпочтений. К ним относятся стратегическая стабильность, нераспространение ядерного оружия и климат. По мнению президента НИИ мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, акад. РАН А.А. Дынкина, теперь этот перечень следовало бы дополнить пандемией, о чем Е.М. Примаков, ушедший из жизни шесть лет назад, не мог знать[15].

При этом следует иметь в виду, что каждая из этих трех стран оправданно руководствуется еще и собственными интересами. В частности, КНР формулирует свою политику в отношении России т.н. тремя «не» — не вступать в союз, не идти на конфронтацию друг с другом, не нацеливаться на третьи страны. Это означает, что Китай берет на вооружение формулу, гласящую – никогда против друг друга и не всегда вместе, которую в конце 2020 г. переформатировали на три «нет». Это представляет собой открытое приглашение к совершенно новому характеру отношений, которые могут включать даже военно-политический союз, что предполагает в большей степени, чем раньше, учитывать национальные интересы КНР, которые не всегда идентичны российским.

Очень важный вопрос – где будет Индия в этой конфигурации. США усиленно перетягивают ее на свою сторону, невзирая, что у этой страны, индийской элиты и вообще индийского общества очень глубокие устоявшиеся традиции нейтралитета. Но и позиции России в Индии весьма сильны, она смогла  отбиться от американских санкций по закупкам С-400[16], а после телефонного разговора между Президентом РФ В.В. Путиным и Премьер-министром Индии Н. Моди, этой стране была оказана экстренная гуманитарная помощь по борьбе со вспышкой коронавируса, с благодарностью воспринятая индийским народом[17].

Установлено также, что серьезным вызовом для мирового порядка по-прежнему является рост региональных конфликтов, среди которых только за последнее время выделяются такие, как конфликты в Карабахе, на таджикско-киргизской границе, обострение арабо-израильского противостояния. И, по мнению специалистов, такая конфликтность будет нарастать.

Предпринимаемые Россией меры по нейтрализации внешних вызовов, созданию новой системы международных отношений приносят в целом ощутимый результат. Так, например, удалось продлить с США Договор по СНВ-3, подготовить встречу президентов РФ и США, достичь продвижения в разрешении иранской ядерной программы, смягчения американских позиций по «Северному потоку-2». Сюда следует добавить «разрешенность» Крымского вопроса, успешное противостояние радикальным экстремистам в Сирии. Безусловно, что можно было бы достичь еще более значимых результатов, если бы удалось нейтрализовать политику санкций против России. Как считают эксперты, ныне действует 89 их американских раундов, сюда следует также добавить развернувшуюся торговую войну между США и Китаем, технологическое противостояние (5G и вакцины) и т.д.[18]

Выход из создавшейся ситуации состоит, — по мнению акад. А.А. Дынкина, – во-первых, в сохранении стратегической стабильности, развитии контроля над вооружением. Во-вторых, — в препятствовании распространения ядерного оружия, в-третьих, — совместных усилиях по борьбе с климатическими изменениями и сотрудничестве в борьбе с пандемиями, угрозы появления которых будут нарастать. И, в-четвертых, надо убедить Запад, что не следует стремиться к единообразию. Как вера в мировую пролетарскую революцию в ранние годы Советской власти, так и продвижение Западом идеи мировой демократической революции – это неустойчивая конструкция. Поэтому, когда существует плюрализм, есть разные взгляды и идентичности, тогда конструкция более устойчивая, а идеологический упор только на один вариант для всех – лишен историзма[19].

Эти и многие другие аспекты по нейтрализации внешних вызовов, установлению нового мирового порядка на планете были вынесены в повестку VIIМеждународного научно-экспертного форума «Примаковские чтения» (июнь, 2021 г.), в котором приняли участие ведущие дипломаты, политики и ученые из 25 стран мира.

Большую роль в осмыслении вызовов современной международной политики в сфере мировой безопасности призвана сыграть традиционная Московская конференция по международной безопасности (22-24 июня, 2021 г.), собравшая на своей экспертной площадке представителей вооруженных сил из 49 стран. Уникальность и важность этого форума заключается в том, что в нем принимают участие военные, люди в погонах, которые как никто другой, знают цену войны, представляют масштаб угроз военной эскалации, последствий развития конфликтов, понимают необходимость диалога по предотвращению инцидентов.

Как отмечает заместитель Министра обороны РФ генерал-полковник А. Фомин, — кто как не военные могут и должны обсуждать на профессиональном экспертном уровне проблематику контроля над вооружениями? Поэтому Московская конференция представляет эту редкую в нынешних условиях возможность прямого, а также непрямого контакта, что подчеркивает ее значимость[20]. Учитывая, что в 2020 г. из-за пандемии диалог на Московской площадке был отложен до нормализации обстановки, в этом году она проводится с тщательным соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. При этом одно из пленарных заседаний будет посвящено этой острой теме, поскольку она также связана с вопросами международной безопасности, а в рамках дискуссии планируется сосредоточиться на ситуации с пандемией COVID-19 в мире, обсудить роль и вклад военных ведомств в профилактику и лечение заболевания. И это далеко не случайный подход, — по мнению экспертов, — то, что для гражданских медиков представляется пандемией, для военных выглядит как последствие применения оружия массового поражения[21].

Традиционно острым на Московских конференциях по безопасности остается вопрос борьбы с терроризмом, с которым сталкивается большинство ее участников. В этой связи весьма продуктивный диалог как на пленарном заседании, так и на секциях был посвящен обмену опытом по предотвращению террористических угроз. Российские эксперты со знанием дела делятся со своими партнерами накопленным опытом, знакомят их с наработками ВС РФ, полученными в ходе антитеррористической операции в Сирии, других регионах мира. Содержательный разговор на эту тему состоялся на специальных пленарных заседаниях по Ближнему Востоку и Африке.

По мнению военных политологов, наиболее серьезные вызовы и угрозы безопасности обуславливаются рядом следующих тенденций, прослеживаемых в мире в настоящее время[22].

1. Наряду с формированием нового миропорядка, наблюдается тенденция втягивания стран в новую холодную войну, разделения государств на своих и чужих, при этом последние однозначно определяются в директивных документах как противник.

2. Усиливается разрушение сложившейся системы международных отношений, принижается роль международных организаций (ООН, Совет Безопасности ООН) как инструментов коллективного принятия решений в области безопасности. Вместо традиционного международного права, определявшего на протяжении нескольких десятилетий основы глобальной и региональной стабильности, навязывается односторонний порядок, основанный на неких правилах, неизвестно кем предложенных и поддержанных, нигде не прописанных и устраивающих лишь тех, кто, собственно, и навязывает этот порядок.

3. Появление принципиально новых видов вооружений, коренным образом меняющего расклад сил в современном мире, а вооруженное противоборство проникает в новые сферы – в космос и киберпространство, ведет к изменению принципов и методов ведения войны.

На горизонте ближайшего десятилетия, как считают специалисты, России придется столкнуться с целым рядом внутренних вызовов, которые могут как ограничить ее развитие, так и открыть возможности. Рассмотрим их подробнее[23].

Важнейшим фактором, несомненно, станут демографические вызовы. В силу объективных трендов в ближайшие несколько лет население России будет сокращаться. Переломить эту тенденцию планируется за счет стабилизации рождаемости и снижения смертности. Для обеспечения роста продолжительности жизни до 78 лет к 2030 г. упор делается на доступности медицинской помощи, повышение качества диагностики, в т.ч. за счет телемедицины. Эти и последующие меры будут реализовываться в режиме разрабатываемого Единого плана достижения национальных целей до 2030 г.

«Продолжительность жизни – один из важнейших индикаторов качества жизни людей. В России продолжит расти доля населения старших возрастов, в том числе за счет увеличения продолжительности жизни. Соответственно, расширится потребность в инфраструктуре, заточенной под потребности населения старших возрастов», — говорится в плане.

Некоторые меры уже запущены в 2020 г., часть заработает в полную силу в 2021-м. В частности, в сфере здравоохранения будет и дальше развиваться отраслевая система оплаты труда, создается единый реестр граждан, имеющих право на льготные лекарства, внедряется система маркировки лекарств и медизделий и их мониторинг. Но проблема не решается только лечением – необходимо продвижение здорового образа жизни, в том числе создание условий и стимулов для занятия спортом людей всех возрастов, — полагают в правительстве[24]. В частности, это касается механизма налогового стимулирования занятий спортом.

С учетом общемирового тренда на снижение рождаемости с ростом благосостояния требуется улучшение инфраструктуры для семей с детьми. Помимо традиционной – детские сады, школы, медицина – возрастет спрос на дополнительное образование, поиск и развитие талантов, качественную досуговую и туристическую инфраструктуру. В плане предусмотрены строительство и реконструкция «туристических магнитов» (привлекательных центров городов, пляжей и др.), а также создание и развитие национальных брендовых маршрутов.

Реализация Единого плана будет происходить в условиях серьезных структурных изменений, вызванных сменой потребительских предпочтений, а также новым балансом между глобализацией и регионализацией экономики. Возможное снижение спроса на традиционные товары российского экспорта должно компенсироваться встраиванием в новые цепочки создания добавленной стоимости, выходом на новые экспортные товарные и географические рынки, расширением экспорта услуг (медицинских, образовательных, туристических)[25].

Серьезный вызов дальнейшего развития – технологический. Переход предприятий и организаций на удаленную работу, требования по самоизоляции в 2020 г. привели к ускоренной цифровизации как в государственном, так и в частном секторе. Планируется создание и развитие межведомственных цифровых платформ и информационных систем обеспечения деятельности органов власти, в том числе функционирующих на базе единых облачных решений и инфраструктуры, в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления функций (Гостех). Проекты по цифровой трансформации, реализуемые преимущественно на основе отечественных решений в сфере информационных технологий, получат льготное кредитование.

На северных территориях и на Дальнем Востоке намечается проложить линии волоконно-оптической связи. Радиочастотный спектр ждет конверсия для высвобождения необходимого ресурса для использования сетей 5G/МТ-2020.

«Цифровизация должна стать драйвером улучшения качества жизни каждого человека, технологического прорыва, роста производительности труда в экономике, повышения эффективности государственного сектора, обеспечения сервисного характера государства», — уточняют специалисты[26].

Важным вызовом также является повышение требований к комфорту и безопасности среды для жизни. Планируется внедрить единые стандарты оплаты проезда и применения «единого билета» на всех видах городского пассажирского транспорта. Цифровизация ждет сферы дорожного и жилищного строительства, рынок ипотеки.

Еще один вызов – запрос на социальную справедливость, снижение уровня бедности[27]. Экономический рост должен привести к росту доходов и повышению качества жизни для всех групп населения. Ответом на него станет повышение адресности социальной помощи, в том числе за счет цифровизации. Создается единая цифровая платформа в социальной сфере для оказания мер социальной поддержки – «Социальное казначейство». Она нацелена на защиту интересов граждан, получающих адресную социальную помощь (в том числе семей с детьми). «Это единая цифровая платформа для всех видов социальной поддержки. Ее смысл – помочь именно тем, кто в этом нуждается объективно. И главное – избавить людей от сбора справок и хождения по инстанциям», — отмечает Председатель правительства России  М.В. Мишустин[28].

Платформа представляет собой один из шагов властей к проактивному формату работы, впервые ее принципы были отработаны при начислении единовременных выплат на детей в размере 10 тыс. рублей.

Для контроля разработана система четких итоговых показателей. Это конкретные объекты инфраструктуры: построенные больницы, школы, отремонтированные дороги, новые дома и производства. В социальной сфере – это качество образования, здравоохранения, экологии и городского благоустройства.

Создается единая межведомственная информационная аналитическая система мониторинга реализации национальных проектов на всех уровнях власти. «Эта цифровая (SMART)-метрика позволит эффективно оценивать результат работы по реализации нацпроектов. Процесс мониторинга как на федеральном, так и на региональном уровнях будет автоматизирован. Это позволит видеть и общий процесс, и ситуацию в каждом конкретном субъекте РФ. Данные будут достоверны и прозрачны», — уверены эксперты.

Для всех ключевых мер, а также решений с большим объемом финансирования, четко прописано, какой эффект они окажут на жизнь людей. Учитываются конкретные потребности и запросы граждан. «Сейчас идет настройка обратной связи с людьми. Чтобы в режиме, близком к реальному времени, корректировать мероприятия и контролировать мероприятия и контролировать достижение целевых показателей нацпроектов в каждом регионе», — считают специалисты[29].

Заслуживает серьезного научного анализа ситуация с вызовами в патриотическом воспитании россиян, и в первую очередь, молодежи. Как отмечает проф. В. Мединский, современная государственная политика, распространяя свое влияние на все сферы, все активнее включает отношение государства и общества к своей истории[30]. Это касается государственной исторической политики, защиты исторической правды, памяти защитников Отечества, почитание исторической памяти, что отныне закреплено в Конституции РФ[31].

Многочисленные социологические исследования этой проблематики дают в целом позитивные результаты. Так, опрос ВЦИОМ граждан РФ по вопросу, что означает быть патриотом своей страны, получил следующие результаты. Главный итог, на наш взгляд, составляет ответ респондентов считают ли они себя патриотами – 89,0% именно так себя и идентифицируют. Самые популярные ответы предстают следующим образом[32]:

№№ пп.Оценка%
1.Любить свою страну47,0
2.Стремиться к изменению положения дел в стране, для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее44,0
3.Работать и действовать во благо / для процветания страны34,0
4.Защищать свою страну от любых нападок и обвинений32,0
5.Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была29,0

Как следует из приведенных данных, опрошенные респонденты довольно высоко оценивают свое стремление зафиксировать любовь к стране (47,0%), стремление к изменению к лучшему положения дел в стране, обеспечение ей достойного будущего (44,0%). В свою очередь, динамика  предпочтений в выборе исторического пути за пять лет, по которому должна идти Россия, характеризуется следующими данными[33]:

№№ ппВарианты возможных ответовмарт 2013 г.май 2018 г.% +, —
1Идти по своему собственному особому пути37,058,0+21,0
2Вернуться на путь, которым двигался Советский Союз22,028,0+6,0
3.По пути европейских стран31,010,0-21,0
4.Затруднились ответить10,04,0-6,0

Приведенные выше показатели опроса показывают значительную динамику в предпочтениях опрошенных с разницей в 5 лет. Так, на 21% больше стало сторонников собственного пути России и на столько же стало меньше россиян, предпочитающих следовать по пути европейских стран (было 31,0%, стало 10,0%). Нельзя сказать, что очень возросло число желающих вернуться к советскому периоду (было 22,0%, стало 28,0%). Весьма характерно, что стало в 2,5 раза меньше респондентов, которые испытывают затруднения в выборе варианта ответа (было 10,0%, стало 4,0%).

Есть основание полагать, что упомянутая тенденция идти собственным особым путем ныне возобладала еще больше, что нашло отражение в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2021 г.

Однако, даже при повышенном внимании к освещению подвигов советских людей в военные годы, в канун 75-летия окончания Второй мировой войны, лишь 33% опрошенных «ВЦИОМ – Спутник» знают, когда эта война началась (48,0% уверены, что это случилось не в 1939, а в 1941 г.). Но вот кто из союзников сыграл ключевую роль в победе, россияне знают наверняка! Так, ответы на вопрос «Как вы думаете, какой вклад в победу во Второй мировой войне внесли следующие страны?», выглядят следующим образом[34]:

№№ ппВарианты ответовСССРСШАВеликобританияФранцияКитай
1.Основной вклад69,03,02,01,02,0
2.Очень значительный вклад17,08,06,02,03,0
3.Довольно значительный вклад9,032,029,017,013,0
4.Незначительный вклад1,032,036,040,029,0
5.Практически никакого вклада15,013,026,036,0
6.Затрудняюсь ответить4,011,014,014,018,0

Как и следовало ожидать, 95,0% опрошенных высоко оценили вклад СССР в победу (при этом 69,0% уверены, что на нашу странуприходится основной вклад). Этот показатель, кстати, не идет в сравнение с любым из последующих государств, где он находится на уровне статистической погрешности (от 1,0 до 3,0%). Очень значительный и довольно значительный вклад достигает 40,0% в США, 35,0% — в Великобритании, 19,0% — во Франции и всего 16,0% в Китае. А вот незначительным оценен вклад в победу у США (32,0%), Великобритании (36,0%), Франции (40,0%) и Китая (29,0%). Практически никакого вклада не отмечено российскими респондентами у США (15,0%), Великобритании (13,0%), Франции (26,0%), Китая (36,0%). Думается, что столь  низкие оценки роли Китая во Второй мировой войне не соответствуют действительности и вызваны, к сожалению,  недостаточным  уровнем  информирования отечественных респондентов[35].

В этой связи несомненный интерес представляют приводимые ниже результаты социологического исследования ВЦИОМ, в ходе которого рассматривался вопрос о том, насколько хорошо россияне различных возрастов знают отечественную историю[36]:

(%)

Насколько хорошо вы знаете историю России?Очень хорошоСкорее хорошоСкорее плохоОчень плохоЗатрудняюсь ответить
Все опрошенные3,039,040,07,011,0
в т.ч. по возрастам:     
18-24 года2,036,043,013,06,0
25-34 года1,033,056,06,04,0
35-44 года3,040,042,08,07,0
45-59 лет4,044,034,05,013,0
60 лет и старше3,039,030,08,020,0

Проведенный анализ представленных выше результатов свидетельствует о весьма пестрой и неоднозначной ситуации в этом направлении. Первое, на что сразу обращается внимание – крайне малая доля среди опрошенных тех, кто уверен, что очень хорошо знает историю (всего 3,0%, а среди респондентов 18-34 лет – 1,0%-2,0%). Среди ответивших, что знают историю скорее хорошо – 39,0%, при этом в возрасте 35-44 года их 40,0%, а от 45 до 59 лет – 44,0%, что не очень заметно отличается от респондентов более молодых возрастов. Скорее плохо оценивают свое знание истории россияне в возрасте от 25 до 34 лет (56,0%), затем идет молодежь от 18 до 24 лет и 35-44 года (соответственно 43,0 и 42,0%). А вот очень плохими считают свои знания истории респонденты 18-24 лет – 13,0%, что почти вдвое превышает этот показатель среди всех опрошенных. Затруднились ответить каждый из пяти опрошенных в возрасте 60 лет и старше, 13,0% — в возрасте 45-49 лет.

Все это еще раз подтверждает наличие недостатков в преподавании и популяризации истории, обеспечении школьников добротными, прошедшими квалифицированную экспертизу учебников и учебных пособий, на что указывал Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2021 г.

Анализ показывает, что навязываемые представления и оценки истории ХХ в., роли СССР в тех или иных событиях Второй мировой войны имеют целью не столько изучение прошлого, сколько поставить под сомнение.подвиг советских воинов.При этом, ставя их на одну доску с нацистами, оппоненты России стремятся лишить ее места в ряду ведущих мировых держав, а также реального политического влияния. Как считает официальный представитель МИД России М. Захарова, — наши зарубежные партнеры уже давно взяли за правило делать вид, что разгром нацизма произошел якобы без участия Советского Союза. Переписывание истории перестает быть маргинальным явлением, а историческое знание, а за ним и общественное мнение, становятся предметом настоящих информационных спецопераций с участием глав государств, министров иностранных дел, — утверждает она[37].

По мнению сенатора РФ А. Пушкова, — нельзя защищать историческую правду тотальными запретами, но мы должны выставить определенные ориентиры для общества, для граждан, общественных и политических деятелей. Должны быть «красные линии», за которые заступать не только в этическом отношении неправильно, но и в законодательном отношении запрещено, — считает сенатор[38].

«Считаем, что очень важным сейчас является подойти к вопросу о разработке и утверждении Основ государственной исторической политики», — вторит ему помощник Президента РФ В. Мединский. Он привел пример – Основы культурной политики, которые были утверждены  президентом несколько лет назад. «Как мы можем в истории без такого основополагающего документа говорить о том, куда ж нам плыть? – отметил В. Мединский. Сообща, с научным сообществом, другими заинтересованными структурами мы должны разработать такой короткий, понятный и определенный документ. Он сейчас просто жизненно для нас необходим»[39].

Таким образом, как показало исследование, попытки радикального переформатирования итогов Второй мировой войны, фальсификации роли СССР в ее победе привели к обострению внешних и внутренних вызовов России, уверенное преодоление которых еще раз показало, насколько тщетными являются потуги наших «партнеров» в борьбе с исторической правдой. В этой связи трудно не согласиться с мнением Президента РФ В.В. Путина, «что поиском взвешенных оценок прошедших событий должна заниматься академическая наука с широким представительством авторитетных ученых разных стран. Нам всем нужны правда и объективность»[40].


[1] См.: Патрушев Н. 9 Мая и вирус глобальной лжи: Кому выгодна неправда о войне // АиФ. 2020. № 19. С. 7.

[2] См.: Пакт // Российская газета. 2020. 6 июля.

[3] Подробнее см.: Кикнадзе В. Пакт Молотова-Риббентропа и разрушение СССР: История как инструмент внешней и внутренней политики. Когда мы избавимся от проклятого наследия 1989 года // Военно-промышленный курьер. 2020. 1-7 сентября.

[4] См.: Кулинченко В. Директива людоедов: План «Барбаросса» исходил из неверной оценки политической прочности военно-экономического могущества Советского Союза // Военно-промышленный курьер. 2021. 12-18.01. С. 10.

[5]См.: Путин В.В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим. М.: Изд. «Известия», 2020.

[6]См.: РарА. Если войну забывают, начинается новая война // Российская газета. 2020. 22 июня.

[7] См.: США выделяют // АиФ. 2021. № 1. С. 17.

[8]См.: Там же.

[9]См.: Медведчук В. О правовой подлости // Российская газета. 2020. 22 июня.

[10] Куликов А.С. Новые вызовы и угрозы стабильности в России – прогноз и меры по их нейтрализации и противостоянию / Сб. материалов научно-практической конференции Клуба военачальников РФ (Москва, 21 октября 2015 г.). М., 2015. С.8.

[11] Там же. С. 14.

[12]См.: Забродина Е. У страхов глаза велики: Опубликован рейтинг главных вызовов, по мнению народов разных стран // Российская газета. 2021. 11 июня.

[13]См.: Забродина Е. У страхов глаза велики: Опубликован рейтинг главных вызовов, по мнению народов разных стран // Российская газета. 2021. 11 июня.

[14] Там же.

[15]См.:Панина Т. Антикризисное меню. Академик А. Дынкин: На «Примаковских чтениях» эксперты из 25 стран обсудят новый мировой порядок // Российская газета. 2021. 8 июня.

[16]Там же.

[17]Подробнее см.: Чуриков А. Костры не гаснут: Борты МЧС доставили медикаменты в Индию, где от COVID-19 скончались более 200 тысяч человек // Российская газета. 2021. 30 апреля.

[18] См.: Панина Т. Антикризисное меню. Академик А. Дынкин: На «Примаковских чтениях» эксперты из 25 стран обсудят новый мировой порядок // Российская газета. 2021. 8 июня.

[19]См.: Там же.

[20] См.: Фомин А. Московский диалог: Конференция по международной безопасности пройдет в очном формате // Военно-промышленный курьер. 2021. 8-14 июня. С. 2.

[21] См.: Осипов С. Вирусологи в погонах: Чем в борьбе с коронавирусом могут помочь войска «хим-дым»? // Аргументы и факты. 2020. № 17. С. 18.

[22] Цит. по: Фомин А. Московский диалог: Конференция по международной безопасности пройдет в очном формате // Военно-промышленный курьер. 2021. 8-14 июня. С. 2.

[23] Подробнее см.: Березина Е. До 30 октября, до 30 года: Что содержит единый план достижения национальных целей // Российская газета. 2020. 27 октября.

[24] См.  там же.

[25] См.  там же.

[26] См.: Там же.

[27] См.: Березина Е. До 30 октября, до 30 года: Что содержит единый план достижения национальных целей // Российская газета. 2020. 27 октября.

[28] См.: Там же.

[29]См.: Березина Е. До 30 октября, до 30 года: Что содержит единый план достижения национальных целей // Российская газета. 2020. 27 октября.

[30] См.: Мединский В. История познается в сравнении: Как надо изучать прошлое, чтобы жить в достойном будущем? // Российская газета. 2020. 7 октября.

[31] См.: Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года. М.: Изд. АСТ, 2020. С. 20.

[32] См.: Что значит быть патриотом? // АиФ. 2020. № 29. С. 39. Опрос проведен среди 1600 жителей методом телефонного интервью. Допускалось отмечать 3 варианта ответа. Приведены 5 самых популярных ответов.

[33] Рассчитано автором по: По какому историческому пути должна идти Россия? // АиФ. 2019. № 26. С. 2. Опрос проведен «Левада-центром».

[34] См.: Глас народа: Кто обеспечил победу во Второй мировой? // АиФ. 2020. № 37. С. 3. Итоги Всероссийского опроса «ВЦИОМ – Спутник», проведенного 30 августа 2020 г. методом телефонного интервью 1600 респондентов.

[35] Подробнее об огромном вкладе КНР в победу во Второй мировой войне и конкретно военных действиях против милитаристской Японии можно узнать из монографии генерала армии М.А. Гареева «Полководцы Победы и их военное наследие (очерки о военном искусстве полководцев, завершивших Великую Отечественную войну). М.: «Инсан», 2004. 480 с., в статьях китайских ученых, напр.: Куй Яньвэй. Историческая роль Китая в войне против японского фашизма// Полководец.  2020. №4. С.15-18 и др.

[36] Рассчитано автором по: Шульга О. Историю современной России в школах будут учить два года: Замалчивать самые сложные события педагоги не станут // РФ сегодня. 2020. № 11. С. 36.

[37] См. подробнее: Милославская Г. Война за будущее // Российская газета. 2021. 31 марта.

[38] См.: Там же.

[39] Там же.

[40] Цит. по: Путин В.В. 75 лет Великой Победы: Общая ответственность перед историей и будущим. М.: Изд. «Известия». 2020. С. 27.